Мозг собак не в состоянии различить однотипные по строению слова – к такому выводу пришли исследователи из университета им. Лоранда Этвёша (Будапешт).
Ученые прикрепили к головам собак электроды аппарата электроэнцефалографии – прибора, регистрирующего электрическую активность головного мозга. По окончании серии опытов они пришли к выводу, что испытуемые животные изо всех сил стараются сконцентрироваться на человеческой речи, но не способны различать фонетически схожие слова.
Для эксперимента был подготовлен набор слов, в котором известная четвероногому подопытному команда сопровождалась аналогичными, но бессмысленными выражениями. Например, вместе с «лежать» собака слышала «лизать» и «ать». В первом случае (лизать) пес послушно ложился, путая команду с очень похожим по строению и длине знакомым словом «лежать». Вторая проба (ать) завершалась неудачей.
Запись прибора показала, что мозг собаки очень быстро, примерно через 200 миллисекунд после начала речи, отличал известные слова от неизвестных и начинал реагировать на них. Интересно, что человек воспринимает смысл информации в таком же временном периоде.
На основании исследования был сделан вывод, что собаки неспособны различать отдельные звуки, меняющие смысловую нагрузку каждого слова. Они ориентируются на общее звучание и длину, а не на нюансы произношения.
Интересно, что 4 года назад в том же будапештском университете была проведена другая серия опытов на собаках. Тогда в поле интереса ученых вошли не только слова, но и голосовые интонации. В 2016 выводы венгерских исследователей стали небольшой сенсацией.
Во-первых, выяснилось, что у собак, как и у людей, за интерпретацию речи отвечает левое полушарие головного мозга, а за анализ интонации – правое. До того времени считалось, что подобное деление функций присуще только человеку.
Во-вторых, мозговой центр удовольствия собак включается лишь в тот момент, когда слова произносятся с соответствующей одобрительной интонацией. Похвала, выраженная строгим голосом, никогда не вызовет ответной мозговой реакции. Кроме того, дополнительно различаются нейтральные тона.
Сделанные выводы дополняются еще одни экспериментом, произведенным в Эморийском университете (США). Здесь ученые постарались разобраться в алгоритмах обучаемости собак. Они отобрали для исследования дюжину животных, знающих название двух игрушек: резиновой и матерчатой. Подопытных поместили в аппарат магнитно-резонансной томографии, а хозяева показывали питомцам знакомые предметы и произносили их названия. При этом прибор фиксировал отклик, вызываемый нейронами головного мозга.
Затем то же самое повторили с незнакомыми вещами, одновременно артикулируя их названия. При этом в слуховых областях собачьего мозга начиналась стремительная активация процессов, объясняющаяся только одним – животные старались запомнить новые слова и внешний вид ранее неизвестных предметов.
Все перечисленные опыты показывают, насколько важен для домашних питомцев язык их владельцев и его интонационное наполнение. Собака не в состоянии различить изменяющие слово отдельные буквы, но в то же время она стремится анализировать общий контекст сообщения – как вербальный, так и невербальный. При этом незнакомые слова и предметы инициируют всплеск мозговой активности и вызывают интерес. Очевидно, что в такой момент животные лучше всего подготовлены.